Большой и малый бизнес могут сотрудничать с взаимной выгодой, в том числе материальной. Один из таких способов — франчайзинг это использование крупными компаниями услуг более мелких. Происходит это следующим образом – известная корпорация, имеющая высокий рейтинг (франчайзер), заключает договор с небольшими фирмами (франчайзи) на право работать с использованием известного имени и технологий. Такой договор называется франшизой, он дает право на использование бренда, коммерческой информации и т.д.
К франчайзингу относится покупка прав на использование интеллектуальной собственности, такой как патенты, фирменные знаки и названия, а также секреты производства.
Финансовая сторона вопроса
Существует несколько видов выплат, которые франчайзи обязан провести франчайзеру (они называются роялти):
- первоначальный взнос;
- фиксированные периодические платежи;
- установленный процент от выручки;
- часть от оборота.
Для чего это нужно?
Больше всего этот способ сотрудничества развит в сфере общепита и обслуживания, в стремительно развивающихся фирмах, которые охватывают большой рынок сбыта. Это позволяет эффективно развивать сеть компаний, потому что выгоду получают обе стороны.
Кроме того, это выгодно покупателям товаров и услуг – большая часть франчайзеров на отечественном рынке – иностранные компании, которые несут ответственность за франчайзи. Значит, качество товаров останется на высоком уровне.
Существует и ряд минусов таких сделок, главный из которых – неизменность условий договора. До его продления ситуация на рынке может существенно измениться, и контракт придется перезаключать.
https://www.youtube.com/watch?v=CcCswlugQNQ